Транспортно-грузовые системы

Все о ТГС

9.1. Транспортная характеристика навалочных и насыпных грузов закрытого хранения

К навалочным и насыпным относятся грузы, представляющие собой однородную массу фрак­ционных составляющих (частиц, кусков), обладающих взаимной подвижностью (сыпучестью). Особенность навалочных грузов состоит в том, что при погрузке в вагоны и другие транс­портные средства не требуется пересчет мест. На железнодорожном транспорте различают насыпные и навалочные грузы, как разные группы грузов. Однако на всех других видах транс­порта их относят к одной группе сыпучих грузов, называемых за рубежом «балкерными» гру­зами.

В этой главе рассмотрены склады сыпучих грузов, требующих защиты от погодных условий при транспортировке и хранении. Следует обратить внимание, что транспортно грузовые комп­лексы сыпучих грузов, перемещаемых и хранящихся в некоторой таре или в контейнерах, рас­сматриваются и создаются как склады соответственно штучных или контейнерных грузов (см. главы 7 и 8).

К сыпучим грузам закрытого хранения относят следующие основные группы грузов: цемент, минеральные удобрения, химические материалы, рудные концентраты, зерно, мука, овощи. Эти грузы перевозят в крытых специализированных вагонах (бункерных вагонах хопперах, в цис­тернах), в автоцистернах, в специальных судах-балкерах. Рудные концентраты и некоторые другие сыпучие грузы закрытого хранения при транспортировке на небольшие расстояния можно перевозить в открытом подвижном составе, но складируют их в крытых складах. До недавнего времени ввиду недостатка специализированных вагонов часть сыпучих грузов закры­того хранения перевозили в универсальных крытых вагонах (например, зерно, цемент, химматериалы).

Сыпучие грузы закрытого хранения характеризуются следующими основными свойствами и транспортно-складскими параметрами (табл. 9.1):

-объемная масса, т/м3 (эта величина для большинства сыпучих грузов колеблется в пределах ?= 0,6—3,0 т/м3);

-угол естественного откоса в штабеле, градусы (угол р между образующей штабеля и
горизонталью при свободном высыпании груза, для большинства сыпучих грузов
р = 35-45°);

-коэффициент/ внешнего трения или трения об опорные поверхности {это — тангенс
угла (р, при котором груз начинает скользить по наклонной плоскости, для большинства
сыпучих грузов f?= 0,5—1, а угол (? = 25—45°);

-фракционный (гранулометрический) состав материала, то есть размеры отдельных частиц сыпучего груза (из общих восьми групп сыпучие грузы закрытого хранения по этому признаку могут быть: пылевидные — ? = 0,05 мм, порошкообразные — ? = 0,05—0,1 мм, мелкозернистые — ? = 0,1—0,5 мм, среднезернистые — ? – 0,5—1 мм, крупнозернистые — ?= 1—5 мм, реже—мелкокусковые ? = 5—10 мм, среднекусковые ? = 10-—160 мм);

-однородность гранулометрического состава—это отношение максимального размера частицы или куска сыпучего груза к минимальному размеру (по этому показателю сыпучие грузы делят на однородные или сортированные, у которых это отношение менее 2,5, и неоднородные, или рядовые, у которых это отношение более 2,5);

-влажность сыпучего груза (характеризуется процентным содержанием воды в сыпучем грузе ? и составляет обычно ? = 2—20 %);

-гигроскопичность (свойство сыпучих грузов впитывать атмосферную влагу, что характерно для некоторых химических материалов);

-смерзаемость (свойство сыпучих грузов смерзаться при отрицательных температурах, на что существенно влияют его влажность, гранулометрический состав и темпера­тура);

-слеживаемость (способность сыпучего груза слеживаться, уплотняться при вибрации, в процессе транспортировки и длительного хранения);

-абразивность грузов (характеризует твердость частиц сыпучего груза и проявляется в истирании и разрушении поверхностей, с которыми они соприкасаются, по абразивности грузы делятся на четыре группы: А — неабразивные, В—малоабразивные, С—сред­ней абразивности, D—высокоабразивные);

-самовозгораемость (это способность некоторых сыпучих грузов, например, химических материалов, к самовозгоранию за счет накопления теплоты при длительном хра­нении);

-взрывоопасность (это свойство грузов образовывать пыль или смеси, которые могут взрываться при определенных условиях);

-ядовитость (это свойство сыпучих грузов разрушительным образом или вредно действовать на другие грузы, сооружения, оборудование, людей).

При создании транспортно-грузовых комплексов для сыпучих грузов закрытого хранения:

-угол естественного откоса груза влияет на выбор параметров шатровых складов;

-угол внешнего трения, влажность, смерзаемость, слеживаемость, абразивность грузов
влияют на конструкцию, эффективность действия и срок службы погрузочно разгрузочных механизмов и устройств, бункеров, лотков, воронок;

-самовозгораемость, взрывоопасность, ядовитость — на технологию и меры безопасности
при складировании грузов и выполнении перегрузочно -складских работ.

Схемы подвижного состава для перевозок сыпучих грузов, требующих при перевозке за­щиты от погодных условий, приведены на рис. 9.1. Для перевозок сыпучих грузов закрытого хранения автомобильным транспортом используют специализированные автомобили-автоцис­терны грузоподъемностью 8—25 т с производительностью погрузки и разгрузки пневмотранспортными установками 0,5—1 т/мин. Схема автоцементовоза ТЦ11 грузоподъемностью 15 т на базе автомобиля КамАЗ показана на рис. 9.2.